Get Adobe Flash player
    Главное меню:

    45

     

     

    Министерство просвещения Российской Федерации

    minobrhvk

    bus gov 0

    dnevnik

     02

     teldov

     

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР 

    https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/

     6586

    Всероссийский конкурс

    социальной рекламы «Новый взгляд»

     

    Рекомендации к составлению конспекта

    Рекомендации по составлению конспекта урока

    Цель: единство содержательного и процессуального компонента уроков

    · Целей

    · Содержания

    · Методов

    · Форм

    · Средств обучения

    1. Целеполагание


    Познавательный (обучающий аспект цели)
    • Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания
    • Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности
    • Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма)

    Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся.

    Развивающий аспект цели

    • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития
    • Развитие мышления
    • Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков)
    • Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями)

    Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение.

    Воспитывающий аспект цели

    • Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке
    • «Другие люди», т.е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности
    • «Я», т.е. отношение к себе самому
    • «Общество и коллектив»

    ООО

     Примеры формулировки целей на различных типах урока
     В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) 
    Урок знакомства с новым учебным материалом
    • учащиеся должны иметь представление о…
    • учащиеся должны иметь общее понятие о…
    • учащиеся должны распознавать…
     Урок усвоения нового материала
    • учащиеся должны понимать содержание…
    • учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
    • учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

    Урок формирования новых умений

    • учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации
    • учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
    • учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

    Урок закрепления нового материала

    • учащиеся должны знать…
    • учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
    • учащиеся должны уметь воспроизвести полученные знания…

    Урок систематизации и обобщения учебного материала

    • учащиеся должны знать…
    • учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал...
    • учащиеся должны уметь делать обобщение…

    Урок проверки и оценки знаний

     
    В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) 
    • учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…
    • учащиеся должны уметь воспроизвести по образцу…
    • учащиеся должны уметь воспроизвести по предложенному алгоритму…
    • учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
    • учащиеся должны владеть компетенцией…

    2. Содержание учебного материала - это фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Состав понятия СУМ:

    1) эмпирические знания. Знания получаемы в результате непосредственного контакта с предметом или явлением реального мира. Содержание этих знаний складывается из чувственно воспринимаемых свойств и отношений вещей. Факты, события, явления в эмпирическом знании отражаются только со стороны внешних проявлений. Практическое применение эмпирических знаний ограничено, а в научном отношении оно является исходным пунктом.

     

    2) теоретические знания. Отражают объект со стороны его внутренних связей и закономерностей движения. Эти внутренние связи познаются путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Практическое применение теоретического знания почти безгранично. Составляющие теоретического знания:

     
    •  Понятие. Суть предмета или явления. т.е. совокупность существенных признаков. С помощью понятий осуществляется передача учебной информации.
    •  Законы. Это внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений действительности.
    •  Принципы. Это основное правило поведения в ходе осуществления человеком деятельности; понятие, которое обобщает и распространяет положения на другие явления в той или иной области.
    •  Теория. Система обобщенного знания.
    В СУМ также входят практические знания:
    • практические знания и упражнения;
    • способы выполнения действий, в т.ч. учения добывать знания и применять их на практике;
    •  правила выполнения заданий.

    3) конструктивно-творческие знания. Направлены на формирование эстетических, нравственных чувств и творческого воображения - литературные, изобразительные, музыкальные произведения, задания и упражнения, на основе которых у учащихся формируются художественные и музыкальные образы.

    В СУМ как компонент входят методы научного исследования и мышления – теоремы, средства развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Все компоненты содержания учебного материала взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. На каждом уроке учитель и ученик имеет дело с тем или иным набором, с определенной частью учебного материала.

     Содержание учебного материала делится:

    •  необходимый материал (непосредственно связанный с темой урока);
    •  второстепенный материал (вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния и т.д.).

    Требования к отбору СУМ:

    1.  Нельзя использовать недостаточно современные и научно не проверенные факты и положения.
    2.  Необходимо отбирать наиболее ценную информацию, всесторонне представлять изучаемый материал.
    3.  Соответствие требования программы.
    4.  Дидактическая обработка учебного материала.
    5.  Изучение нового на основе изученного.
    6.  Межпредметные связи.
    7. Связь с жизнью, опытом, практикой.

    Алгоритм анализа цели урока:

    Критерии    
    Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели    
    Определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель    
    Определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;    
    Какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель    
    Определить степень осознанности учителем цели;    
    Выяснить реальность достижения цели    
    Определить соотносимость цели, содержания учебного мате­риала, методов обучения и форм организации познавательной дея­тельности на уроке;    
    Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­зультатом  

     

    3.  Методы обучения. Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта)
    1. Методы проблемного обучения:
    • проблемное изложение
    • частично-поисковые или эвристические методы
    • исследовательские методы
    2. Методы стимулирования и мотивации:
    • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
    • -методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания)
    3. Методы контроля и самоконтроля:
    • устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных операций);
    • письменного контроля и самоконтроля(контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
    • методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
    4. Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся
    • классификация с/р по дидактической цели;
    • определение самостоятельных работ по изучаемому материалу;
    • различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности;
    • деление самостоятельных работ по способу организации

    (1) объяснительно-иллюстративные; 2) репродуктивные МО; 3) методы организации учебно-познавательной деятельности; 4) методы программированного обучения – нет вообще – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством).

    Copyright © . . Разработка и поддержка www.schoole.ru