Рекомендации к составлению конспекта
Рекомендации по составлению конспекта урока
Цель: единство содержательного и процессуального компонента уроков
· Целей
· Содержания
· Методов
· Форм
· Средств обучения
1. Целеполагание
- Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания
- Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности
- Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма)
Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся.
Развивающий аспект цели
- Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития
- Развитие мышления
- Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков)
- Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями)
Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение.
Воспитывающий аспект цели
- Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке
- «Другие люди», т.е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности
- «Я», т.е. отношение к себе самому
- «Общество и коллектив»
ООО
Урок знакомства с новым учебным материалом
- учащиеся должны иметь представление о…
- учащиеся должны иметь общее понятие о…
- учащиеся должны распознавать…
- учащиеся должны понимать содержание…
- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
- учащиеся должны уметь выявлять закономерности…
Урок формирования новых умений
- учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации
- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…
Урок закрепления нового материала
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
- учащиеся должны уметь воспроизвести полученные знания…
Урок систематизации и обобщения учебного материала
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал...
- учащиеся должны уметь делать обобщение…
Урок проверки и оценки знаний
- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…
- учащиеся должны уметь воспроизвести по образцу…
- учащиеся должны уметь воспроизвести по предложенному алгоритму…
- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
- учащиеся должны владеть компетенцией…
2. Содержание учебного материала - это фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Состав понятия СУМ:
1) эмпирические знания. Знания получаемы в результате непосредственного контакта с предметом или явлением реального мира. Содержание этих знаний складывается из чувственно воспринимаемых свойств и отношений вещей. Факты, события, явления в эмпирическом знании отражаются только со стороны внешних проявлений. Практическое применение эмпирических знаний ограничено, а в научном отношении оно является исходным пунктом.
2) теоретические знания. Отражают объект со стороны его внутренних связей и закономерностей движения. Эти внутренние связи познаются путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Практическое применение теоретического знания почти безгранично. Составляющие теоретического знания:
- Понятие. Суть предмета или явления. т.е. совокупность существенных признаков. С помощью понятий осуществляется передача учебной информации.
- Законы. Это внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений действительности.
- Принципы. Это основное правило поведения в ходе осуществления человеком деятельности; понятие, которое обобщает и распространяет положения на другие явления в той или иной области.
- Теория. Система обобщенного знания.
- практические знания и упражнения;
- способы выполнения действий, в т.ч. учения добывать знания и применять их на практике;
- правила выполнения заданий.
3) конструктивно-творческие знания. Направлены на формирование эстетических, нравственных чувств и творческого воображения - литературные, изобразительные, музыкальные произведения, задания и упражнения, на основе которых у учащихся формируются художественные и музыкальные образы.
В СУМ как компонент входят методы научного исследования и мышления – теоремы, средства развития интеллектуальных способностей учащихся.
Все компоненты содержания учебного материала взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. На каждом уроке учитель и ученик имеет дело с тем или иным набором, с определенной частью учебного материала.
Содержание учебного материала делится:
- необходимый материал (непосредственно связанный с темой урока);
- второстепенный материал (вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния и т.д.).
Требования к отбору СУМ:
- Нельзя использовать недостаточно современные и научно не проверенные факты и положения.
- Необходимо отбирать наиболее ценную информацию, всесторонне представлять изучаемый материал.
- Соответствие требования программы.
- Дидактическая обработка учебного материала.
- Изучение нового на основе изученного.
- Межпредметные связи.
- Связь с жизнью, опытом, практикой.
Алгоритм анализа цели урока:
Критерии | ||
Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели | ||
Определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель | ||
Определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.; | ||
Какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель | ||
Определить степень осознанности учителем цели; | ||
Выяснить реальность достижения цели | ||
Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке; | ||
Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом |
1. Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение
- частично-поисковые или эвристические методы
- исследовательские методы
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- -методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания)
- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных операций);
- письменного контроля и самоконтроля(контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
- классификация с/р по дидактической цели;
- определение самостоятельных работ по изучаемому материалу;
- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности;
- деление самостоятельных работ по способу организации
(1) объяснительно-иллюстративные; 2) репродуктивные МО; 3) методы организации учебно-познавательной деятельности; 4) методы программированного обучения – нет вообще – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством).